Недвижимость Екатеринбурга
Уральская палата недвижимости
Недвижимость Екатеринбурга
Недвижимость Екатеринбурга
Недвижимость Екатеринбурга
Газета «Есть вариант!»
Недвижимость Екатеринбурга
Обучение и сертификация
Недвижимость Екатеринбурга
Риэлторский информационный центр
Недвижимость Екатеринбурга
Реклама
Аналитический отдел
Исследования и отчеты
Аналитика
Индекс кранов
Расценки на услуги
Отзывы и рекомендации
Классификация
Рынок жилья России
ТО компьютеров
Документы
Недвижимость Екатеринбурга
Загородная недвижимость
Недвижимость Екатеринбурга
Аналитика рынка недвижимости Екатеринбурга


10 августа (2008)

СТАТЬЯ. Рынок коммерческой недвижимости Екатеринбурга. Август 2008 г.


Рынок коммерческой недвижимости Екатеринбурга в последние годы переживает бурное развитие. Он активно пополняется новыми современными объектами, растет число участников, у покупателей и арендаторов постоянно растет возможность выбора. В ближайшие годы основной тенденцией, как на рынке торговой, так и на рынке офисной недвижимости, будет рост конкуренции и дифференциация цен и арендных ставок по различным качественным группам объектов. К такому выводу пришли специалисты аналитического отдела Уральской палаты недвижимости при работе над аналитическими отчетами по рынку офисной и торговой недвижимости Екатеринбурга.

Насыщение рынка качественными площадями сегодня идет высокими темпами. Особенно динамично в последние полтора года развивается рынок офисной недвижимости. В 2007 году было введено в эксплуатацию более 105000 кв. м административных площадей в бизнес-центрах. В 1-2 кварталах текущего года этот сегмент пополнился еще 30000 кв. м. В общей сложности за шестнадцать месяцев была введена почти половина всех офисных площадей класса В, которые функционируют на сегодняшний день.

Рынок качественных торговых площадей в последние годы также рос достаточно интенсивно. На сегодняшний день общая торговая площадь крупных объектов, а их в городе 44, составляет около 500000 кв. м. С начала 2007 г. было введено в эксплуатацию 9 торговых центров, среди которых «METRO cash&carry» на Московском тракте, «Лимеранс», «Girl`s-Маркет «ГринГо», «Мегаполис», «Вега» и другие. В общей сложности торговая площадь введенных объектов составила 83300 кв. м.

Рынок коммерческой недвижимости по-прежнему имеет серьезные перспективы роста объемных показателей. Сегодня на той или иной стадии строительства находится более 670 тыс. кв. м офисных площадей и более 330 тыс. кв. м торговых. Кроме того, существует масса проектов, реализация которых намечена на ближайшие годы. В результате на рынке будут появляться все новые объекты, качественный уровень которых обещает расти, что в свою очередь будет способствовать росту конкуренции. Можно констатировать, что рынок коммерческой недвижимости сегодня входит в новую стадию – конкурентного развития.

Тем не менее, серьезной конкуренции на рынке пока не ощущается. Она только начинает проявляться. На рынке офисов это становится заметным по снижению спроса на помещения в административных зданиях класса С и D, которых в городе пока большинство. То же самое происходит и с отдельными сегментами рынка «переведенных» квартир. В результате на вторичном рынке офисов с начала 2008 года стали снижаться, а арендные ставки практически перестали расти. Исключение составляет Центр города, где коммерческая недвижимость пользуется традиционно высоким спросом, зачастую, вне зависимости от качества предлагаемого объекта. В остальных районах с начала года цены потеряли от 3 до 5%.

В то же время в сегменте офисов класса В и на первичном рынке офисов – это в основном современные бизнес-центры и встроено-пристроенные помещения в жилых домах – коммерческие площади не показывали отрицательной динамики. Здесь цены и арендные ставки оставались либо достаточно стабильными, либо незначительно росли. В итоге можно говорить о том, что данная тенденция стала отражением общей ситуации на рынке коммерческих площадей, где в последнее время наблюдается процесс ценовой дифференциации в различных качественных группах объектов.

На рынке торговой недвижимости ситуация несколько иная. На ценовых показателях рост конкуренции пока практически не отражается. Здесь начало нового этапа проявляется, прежде всего, в изменении зон охвата и посещаемости отдельных торговых центров. С ростом числа объектов у покупателей появился выбор, как среди торговых центров, так и среди торгующих в них операторов. Рынок меняется и территориально – новые комплексы строятся теперь и в районах первого-третьего поясов. Теперь их жителям нет необходимости ехать за покупками обязательно в Центр. В результате покупательские предпочтения и поведение потребителей меняется, а в след за этим меняется и эффективность работы торговых центров.

Одним из показателей этого служит то, что концепции торговых центров, построенных в конце 1990-х начале 2000 гг., устарели. Некоторые управляющие компании уже сделали заявления о намерении провести их реконцепцию. Такие намерения есть у администраций торговых центров «Дирижабль», и «Екатерининский». В торговом центре «Кит» уже предприняты к этому первые шаги – ведется реконструкция объекта (со строительством пристроя для развлекательной части), подбирается новый состав арендаторов.

Наиболее близким к началу серьезной конкуренции сегодня можно назвать сегмент торгово-развлекательных центров. Причем основная причина этого не в том, что таких объектов слишком много (на самом деле рынок способен «поглотить» еще значительное число подобных проектов), а в однотипном составе операторов торговой и развлекательной части многих действующих торговых центров. «Якорями» здесь выступают продуктовые супермаркеты и магазины бытовой техники, а развлекательная зона включает кинотеатр боулинг, бильярд и игровые автоматы. Есть и другие, строящиеся и запланированные проекты, развитие которых предполагается в рамках аналогичной концепции. В результате в городе может оказаться довольно много торговых центров с идентичным составом операторов, причем некоторые из них будут территориально располагаться близко друг от друга. Это приведет к перераспределению потоков покупателей и снижению популярности наименее успешных из них.

Новый этап развития привнесет заметные изменения. На рынке торговой недвижимости, все большую роль будет приобретать уникальности формата и концепции каждого отдельного проекта. Возрастет значение работы управляющих компаний, грамотного подхода к подбору арендаторов и удержанию посетителей в торговом центре. Не последнюю роль в формировании интереса к проектам будет играть и качество инфраструктуры торговых центров, уровень сервиса и предоставляемых ими услуг.

На рынке офисов, с выходом на него новых бизнес-центров и увеличением числа новых встроено-пристроенных помещений, будет постепенно теряться интерес к объектам низкого качества. Уже сегодня наблюдаются предпосылки к насыщению рынка в сегментах офисных площадей класс С и D, находящихся в нецентральных районах. В центре города, где расположена большая часть таких административных центров, ситуация также будет близка к насыщению. Аналогичные тенденции намечаются и в сегменте офисов класса В «образца 2003-2006 гг.», многие из которых отличаются большим числом собственников и малоэффективной системой управления и по своим качественным характеристикам отвечают требованиям тех лет. Поэтому ближайшей перспективой рынка станет его ценовая дифференциация.


Cтатистика вторичного жилья Екатеринбурга и пригорода. Данные УПН.

Параметры графика

-

Выберите пояс (карта поясов и районов):

Показать:
Валюта:
26 августа (2008)
Вторичный рынок жилья Екатеринбурга. 26 августа 2008

20 августа (2008)
СТАТЬЯ. Вторичный рынок жилья Екатеринбурга. Август 2008 г.

12 августа (2008)
Вторичный рынок жилья Екатеринбурга. 12 августа 2008

05 августа (2008)
Вторичный рынок жилья Екатеринбурга. 5 августа 2008

2018     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2017     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2016     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2015     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2014     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12