Недвижимость Екатеринбурга
Уральская палата недвижимости
Недвижимость Екатеринбурга
Недвижимость Екатеринбурга
Недвижимость Екатеринбурга
Газета «Есть вариант!»
Недвижимость Екатеринбурга
Обучение и сертификация
Недвижимость Екатеринбурга
Риэлторский информационный центр
Недвижимость Екатеринбурга
Реклама
Аналитический отдел
Исследования и отчеты
Аналитика
Индекс кранов
Расценки на услуги
Отзывы и рекомендации
Классификация
Рынок жилья России
ТО компьютеров
Документы
Недвижимость Екатеринбурга
Загородная недвижимость
Недвижимость Екатеринбурга
Аналитика рынка недвижимости Екатеринбурга


10 апреля (2007)

Торговая недвижимость, март 2007 г.


Торговая недвижимость, март 2007 г.

Тухашвили Гурам

В 2004 администрацией уральской столицы был разработан стратегический проект «Торговые узлы Екатеринбурга». Данный документ предусматривал к 2015 году увеличение общего числа торговых площадей до показателя 700 кв. м на 1000 жителей города. По состоянию на конец 2006 года торговые площади торгующих организаций, без учета рынков, достигли в Екатеринбурге уровня 908,7 тыс. кв. м. При численности населения 1339,6 тысяч человек, обеспеченность города торговыми площадями составляет сегодня 678 кв. м на 1000 жителей города. Так что, есть все основания предполагать, что долгосрочная цель по обеспеченности торговыми площадями будет достигнута уже в текущем 2007 году.

Безусловно, основной причиной столь динамичного развития сектора является значительный рост потребительского рынка, как по России в целом, так и в большинстве крупных городов, к числу которых относится и Екатеринбург. Причем основными факторами, повлиявшими на положительную динамику показателей розничной торговли, в последние годы стали такие причины, как рост доходов населения, увеличение объемов и изменение условий потребительского кредитования и расширение ассортиментного предложения на розничном рынке. Не последнюю роль в развитии торговли сыграл и высокий рост цен на недвижимость – из-за него большая часть населения оказалась не способна реализовывать свои накопления на рынке жилья, в результате чего эти средства поступили на потребительский рынок в виде крупных покупок (автомобили, дорогостоящая бытовая техника и проч.).

Другим фактором, влияющим на динамичное развитие сектора торговой недвижимости, является высокий объем строительства, причем строительства в короткие, для традиционно «затяжного» российского рынка, сроки. Сегодня в городе возводится более тридцати крупных объектов – торговых, административно-торговых и многофункциональных центров. Общая сумма, предназначенных в них под ритейл площадей, превышает 350 тыс. кв.м. Причем, как видно из графика, Центр города в скором времени перестанет быть единаличным лидером по объему ввода новых площадей. Сегодня девелоперы предпочитают строитеь крупные торговые и торгово-развлекательные центры в спальных районах или на окраинах города. В ближайшие год-два такие объекты будут запущены на Синих Камнях, Автовокзале, ВИЗе, Юго-Западном и в Вокзальном.

Еще один положительный момент – изменение подхода к реализации новых проектов. Сегодня застройщиками все меньше практикуется стратегия продажи площадей мелкой нарезкой на стадии строительства. Из трех с половиной десятков строящих объектов, такой способ реализации выбран только в шести. Опыт последних лет показал, что участие непрофессиональных частных инвесторов в подобных проектах приводит в дальнейшем к несогласованности их интересов, что в свою очередь вызывает проблемы с подбором арендаторов, сложности с позиционированием и, как следствие, к малую эффективность работы таких объектов. Поэтому девелоперы сегодня предпочитают реализовывать крупные (от 2000 кв. м) помещения инвесторам, способным стать в дальнейшем «якорями» торговых центров. Такими покупателями в основном выступают известные российские и международные сетевые операторы. Другой, менее распространенный вариант стратегии застройщиков, также расчитанный на эту категорию покупателе/арендаторов – реализация проекта с целью его дальнейшей эксплуатации (сдача помещений в аренду) или продажа объекта целиком в собственность одной компании.

Проведя работу по подготовке отчета «Рынок торговой недвижимости Екатеринбурга», специалисты аналитического отдела УПН отмечают, что не смотря на то, что в секторе наблюдается масса положительных тенденций, тем не менее, говорить о том, что торговый сектор вошел в стадию так называемого развитого рынка пока еще рано. Одним из основных регуляторов, влияющих на уровень цен и стратегию поведения игроков, по-прежнему остается дефицит предложения, сопровождающийся стабильно высоким уровнем спроса. Причем больше всего не хватает площадей, сдающихся в аренду в торговых центрах современных форматов. Основная часть из них практически на 100% заполнены арендаторами, и общий уровень вакантных площадей в таких объектах не превышает 2%. И это при средней по городу арендной ставке – 1868 рублей за один кв. м в месяц.

Что касается вторичного рынка тоговых площадей, то цена квадратного метра здесь по прежнему самая высокая, по сравнению с другими секторами рынка недвижимости. На конец марта средняя цена предложения помещений, предназначенных под магазин, в среднем по городу составляла 97737 руб./кв.м, а в центре – 119172 руб./кв.м. С начала года стоимость торговых площадей выросла на 13%, офисных – на 12%, а жилья – менее чем на 6%.

Таким образом, можно говорить, что по сравнению с концом прошлого года ситуация на вторичном рынке торговой недвижимости практически стабилизировалась. В первую очередь об этом говорит тот факт, что, начиная с октября 2006 г., в данном секторе наблюдается значительный рост объемов предложения. По базе данных УПН он составил около 50% за последние пять месяцев.

В пользующихся наибольшим спросом районах Центра и первого пояса цены на торговые площади за последние месяцы менялись следующим образом:

Изменение средней цены предложения 1 кв. м общей площади на вторичном рынке торговых помещений, руб.

 

По городу

Центр

1 Пояс

28.12.2006

86043

99211

81829

30.01.2007

95670

105476

94979

27.02.2007

96097

111772

102230

27.03.2007

97737

119172

104099

Изменение за 2007 г., %

13,59

20,12

27,22

Наименование ценового пояса Жилые районы

Центр

Границы улиц: Московская, Челюскинцев, Восточная, Декабристов, Белинского, Большакова

1 пояс

Автовокзал, ВИЗ, Парковый, Юго-Западный, Ботанический, Заречный, Втузгородок, Шарташский рынок, Южный, ЖБИ, Пионерский

Прогнозируя дальнейшее развитие рынка торговой недвижимости можно с определенной долей уверенности говорить о том, что ключевым моментом в данном случае станет не столько увеличение площадей и насыщенность ими отдельных районов города (хотя значение этого фактора, безусловно, велико), сколько качество сервиса, услуг, приход современных форматов торговли, расширение ассортимента. Уже сегодня наблюдается дифференциация рынка на разные качественные группы и форматы. Появляются объекты с четкой концепцией и продуманными услугами. Собственники таких объектов гибко и профессионально подходят к вопросу сотрудничества с арендаторами, чем привлекают к себе лидеров рынка. Кроме того, в будущем доля частных инвесторов, скупающих помещения малой площади в строящихся торговых объектах, будет снижаться. Однако произойдет это только после того, как «частники» столкнутся со сложностями сдачи данных площадей в аренду, на фоне более профессиональных комплексов.

Аналитический отдел Риэлтерского информационного центра УПН в настоящий момент ведет работу по подготовке отчета по рынку торговой недвижимости. Принимаются рекомендации по содержанию и предварительные заказы на отчеты.



Cтатистика вторичного жилья Екатеринбурга и пригорода. Данные УПН.

Параметры графика

-

Выберите пояс (карта поясов и районов):

Показать:
Валюта:
26 апреля (2007)
Выбор больше и… дольше. Вторичный рынок жилья Екатеринбурга, Апрель 2007 г.

24 апреля (2007)
Стабилизация на вторичном рынке жилья. 24 апреля 2007

17 апреля (2007)
Изменение средней цены на вторичном рынке Екатеринбурга на 17 апреля 2007

10 апреля (2007)
Изменение цен на 10 апреля. Стагнация продолжается

03 апреля (2007)
Изменение средней цены на вторичном рынке Екатеринбурга на 3 апреля 2007

2018     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2017     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2016     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2015     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2014     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007     :   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12